Релиз: 17 мая 2005 года Треков: 11 Лейбл: Sony Качество: 192 kbit/s Треклист:
1. Soldier Side - Intro 2. B.Y.O.B. 3. Revenga 4. Cigaro 5. Radio/Video 6. This Cocaine Makes Me Feel Like I’m On This Song 7. Violent Pornography 8. Question! 9. Sad Statue 10. Old School Hollywood 11. Lost in Hollywood Мало кто умеет валять дурака так убедительно, как это делают System Of A Down. Своим дурацким имиджем и самозабвенным кривлянием эта колоритная четверка завоевала себе плотную репутацию шутов гороховых, хотя таковой как раз и не является. Кем угодно, только не шутами. Будучи американцами «третьего сорта», к которому традиционно причисляют выходцев из азиатских стран, музыканты прекрасно осведомлены о существовании расовых предрассудков и фобий в американском социуме. Шутовство и кривляние - тот защитный колпак, который позволяет говорить о наболевшем, не вызывая при этом радикальных ответных мер со стороны критикуемых. Возможно, поэтому основная масса американцев лояльна к System Of A Down. Или оставалась лояльна - вплоть до выхода нынешнего альбома. С момента выпуска предыдущего, великолепного по своей сокрушительной мощи, сарказму и темпераменту «Toxicity» прошло четыре года. «Steel This Album», состоявший из ошметков «неликвидного» творчества SOAD (и даже при таком раскладе оказавшийся поинтереснее большинства выпущенных в то время опусов таблоидных «новых металлистов»), особого резонанса не вызвал - ибо не для того предназначался. Четыре года - мизерный срок в масштабах истории, но только не те четыре года, которыми начинался 21-й век. К записи «Mezmerize» музыканты подошли во всеоружии - насмотревшись Майкла Мура, начитавшись отчетов независимых экспертов о настоящих причинах войны в Ираке и кипя желанием высказать свою точку зрения на происходящее. Получилась самая настоящая бомба - как по сути, так и по музыкальному оформлению. System Of A Down не были бы собой, если бы писали простые доходчивые песенки на злобу дня. Злоба здесь, конечно, присутствует - причем остронаправленная - но не в генерации этого продукта основная привлекательность SOAD. Появившись на волне «ню-метал», System Of A Down давно уже переросли его границы, продолжая называться «новыми металлистами» разве что в том смысле, что действительно по-новому взглянули на узкоспециализированный жанр. Творчество команды можно относить к «прогрессив-метал» - ближе к тому, что делают сейчас Майк Пэттон и Mars Volta, нежели к эстетике Korn и иже с ними. И «Mezmerize» - еще один шаг вперед в эволюции System Of A Down. Поднимая на стяг лучшие наработки из области хэви-метал, фанка и панк-рока и переплавляя их в своем творческом горниле с добавлением острого этнического соуса, SOAD создают свободные от каких-либо жанровых признаков композиции - столь же идеально «фирменные», сколь и трудноописуемые в терминах. Синкопированный ритм и неожиданные сбивки в темпе, внезапные «лирические отступления» - прослушивание «Mezmerize» напоминает радио-заппинг, с той лишь разницей, что переключает каналы не слушатель, а сам радиоприемник. Когда и на какую жанровую «станцию» ему заблагорассудится. Яркий пример - песня, ставшая первым синглом с альбома, «B.Y.O.B.» («Bring Your Own Bombs»). Начинаясь со шквального гитарного рева в духе Judas Priest, композиция мутирует в зубодробительный ню-метал, резко сворачивая затем в сторону гипертрофированного реггей. По схожему сценарию сработана и «Radio/Video» (включая те же реггей-вставки и аккордеонное вступление ... привет и «Борщам» и «ВВ» одновременно). Приятно наблюдать прогресс в вокальной области: Серж Танкиян хоть и довольно скупо присутствует в «Mezmerize», но уж если появляется на переднем плане, то запоминается надолго - как, например, в «Sad Statue». Кстати, передачу вокальных обязанностей Дарону Малакияну вряд ли можно отнести к плюсам альбома. Не сказать, что Дарон не умеет петь - просто у Сержа это получается эффектнее (и эффективнее) и его декабристская ссылка на задний план выглядит по меньшей мере странно. Что касается громкого заявления о бомбе. Бомба - не бомба, а эффект от песен «Mezmerize» можно смело измерять в тротиловом эквиваленте. «Почему президенты сами не идут воевать? - задаются вопросом System Of A Down в «B.Y.O.B.» - Почему всегда посылают бедных?». «Мое дерьмо пахнет лучше, чем твое» - злобно высмеивают S.O.A.D. мир тугих кошельков в «Cigaro». «Не нужно верить в сказкиз Голливуда» - такой призыв звучит в «Lost In Hollywood». «Мы с тобой войдем в историю вместе с этой грустной статуей Свободы и разочарованным поколением», - резюмируют музыканты в «Sad Statue». Так что там о лояльности «Mezmerize» - солидная и взрослая работа серьезных рокеров. Без отвлечения на сентиментальные сопли, но с большим полем для раздумий - для слушателя, и бескрайними перспективами для исследований - для коллег-музыкантов. Сорока с лишним минутный «Mezmerize» представляет собой первую часть двойного диска System Of A Down.